Pola Raksa
Пола Ракса родилась 14 апреля 1941 года в городе Лида Гродненской области Белорусской ССР. В 1943 году семья уехала из Лиды, а после войны поселилась во вроцлавском посёлке Лесница.
Заслуженный деятель культуры Польши (1979)
Лауреат премии II телевизионного фестиваля драматических театров за роль в спектакле «Ромео и Джульетта» (1965)
Лауреат премии «Серебряная маска» (1967, 1969, 1970)
Кавалер ордена Золотой крест (1974)
Лауреат премии журнала «Советский экран» на ММКФ (1967, за роль в фильме «Зося»)
Случай
Пола Ракса родилась в 1941 году в Польше. Ее детство пришлось на военные годы. После войны Пола окончила школу, поступила во Вроцлавский университет и стала изучать историю родной страны. Периодически девушка выступала в студенческом театре «Каламбур», но серьезных планов на актерскую профессию не строила. И кто знает, как бы сложилась ее жизнь дальше, если бы не случай.
Отдыхая в кафе, Пола попала под прицел фотокорреспондента, и вскоре ее фотография попала на обложку журнала «Доокола Швята». На молодую красивую студентку обратила внимание режиссер и профессор Лодзинской высшей школы театра и кинематографии Мария Каневская, приступавшая к съемкам детской картины «Сатана из седьмого класса». Она разыскала Полю и предложила ей роль Ванды, племянницы профессора.
Дебют Полы Раксы в кино оказался неудачным. Девушка выглядела в кадре скованной, невыразительной и, потому, не произвела на польского зрителя большого впечатления. Но был и положительный момент. Пола искренне «заразилась» кино и решила круто изменить жизнь.
Студенческие годы
Пола Ракса поступила в Лодзинскую высшую школу театра и кинематографии. Постигать актерскую профессию она стала с огромным энтузиазмом и упорством, чем покорила ректора Яна Кречмара. Он, категорически выступавший против съемок своих студентов в кино, всегда делал исключение для Полы.
Тем временем Пола снималась каждый семестр. Уже на первом курсе она сыграла главную женскую роль - революционерку Марысю Чепулонис - в картине Антони Богдзевича «Действительность». Ее героиня получилась очень милой, но – не более того. Тем не менее, молодая актриса не сдавалась, и удача, в конце концов, пришла.
В 1963 году известный польский сценарист Александр Сцибор-Рыльский впервые решил попробовать себя в качестве режиссера. Результатом стала интересная мелодрама «Их день обычный» (в советском прокате - «История одной ссоры»), рассказывающая о проблемах молодой семьи. Поле Раксе досталась роль Гражины, девушки к которой уходит из своей семьи муж. Молодая актриса, наконец, смогла сделать то, что не удавалось ей до этого. Она была органична. Одними глазами она передавала зрителю целую гамму чувств, и это не могло не найти отклик. Позже, к двадцатилетию польского кино журнал «Еkrаn» провел опрос среди молодежи, и Гражина Полы Раксы была названа в числе самых любимых народом персонажей.
Казалось, ну вот оно, найдено. В 1964 году Мария Каневская вновь приглашает Полу Раксу на главную роль в свою новую картину «Девушка в окошке», повествующую о событиях в Польше XVII века. Планировалось, что это будет захватывающий авантюрно-приключенческий исторический боевик, а в итоге получился довольно средний фильм. Разочаровала и Пола Ракса. Актрисе не удалось создать полнокровный образ девушки XVII века, в ее манерах зачастую прослеживались современные нотки, что в итоге привело к какой-то неопределенности и недостоверности. Тем не менее, за эту роль, ставшую для нее дипломной работой, Пола Ракса получила твердую четверку.
Беата и Хелена
Высшую школу театра и кино Пола Ракса окончила в 1964 году. Будущее сулило большие перспективы. В 1965 году ее пригласил в свою историческую картину «Пепел» знаменитый Анджей Вайда. Это ли не удача? К тому же и роль Хелены де Вит, казалось идеально подходит к актрисе. Однако не получилось. Стали говорить о том, что Поле Раксе вообще не подходят «костюмные» роли. Может быть и так, поскольку в том же году она с большим успехом снялась в другом фильме – драме режиссера Анны Соколовской «Беата».
В картине «Беата» (в советском прокате - «Вернись, Беата») молодая актриса замечательно сыграла главную роль Беаты Клосович – девушки ушедшей из дома. Фильм, по сути, стал психологическим расследованием причины ухода. Почему Беате столь невыносимо все окружающее, почему она не может жить по этим законам?
Роли в советском кино
Подлинным триумфом актрисы стали роли, сыгранные ею в советском кинематографе. Режиссер Ростислав Горяев разглядел в молодой польской актрисе Джульетту 60-х годов XX века. В таком ключе ею и была сыграна роль в мелодраме «Ноктюрн» (1966). Пронзительная история любви француженки Иветты и латыша Жоржа на фоне последних дней Испанской республики.
Еще более сильной работой актрисы стала роль Зоси в одноименной картине режиссера Михаила Богина «Зося» (1967). Вновь война, и вновь любовь, как доказательство античеловечности кровопролития. Вот выдержка из книги «Актеры зарубежного кино» («Искусство», 1976 год): «Темная, страшная картина ближнего боя. Мелькают руки, ноги, кто-то падает, хрипит. И сразу — светлый, ослепительно яркий день передышки. Река, играющие на солнце капли, теплый песок. И девушка... Сама - словно этот день. Стройная, крепкая фигурка, босые ноги. Как ласкова к ним земля. Как легко идти по тропинкам сада. Вот сорвала с дерева яблоко, надкусила его. Оно сочное, вкусное. Пошла дальше. Да, она знает, что красива, видит, как любуется ею этот симпатичный, но такой робкий парень (Михаил - Юрий Каморный), она спиной, плечами чувствует его взгляд - и еще легче становится ее походка, и ямочки улыбки непроизвольно появляются на щеках. В фильме Зося говорит мало - и необычайно много: глазами, губами, походкой, каждым движением. Как выразительна ее улыбка - в ней то насмешка, то обида, то нежность, то кокетство, то радость, то скрытая грусть».
А вот как там же описывается встреча Зоси с комбатом Виктором Байковым (Николай Мерзликин): «У Виктора Байкова по молодости лет - никаких колебаний. Все в жизни ясно. <…> И Виктор начинает: «Бога нет. Это установлено. У нас девушка, вроде Зоси, постыдилась бы ходить с крестиком». О, как изменилось лицо Зоси! <…> Красивая, надменная Зося демонстративно вытащила крестик наружу. И замерла в своем гордом возмущении. Кто-то смеет диктовать ей, как поступать, во что верить, что думать! Какой это сейчас истинно польский характер! Поэтичная, нежная и в то же время сильная, смелая, она кажется одновременно и Зосей Мицкевича и Зосей наших дней».
Маруся «Огонек» и другие роли
Популярность Полы Раксе в Советском Союзе принесли не только картины «Ноктюрн» и «Зося», но и знаменитый польский телесериал «Четыре танкиста и собака». Конечно же, сериал, рассказывающий о событиях Великой Отечественной войны, а именно об освобождении советскими войсками Польши, был идеализирован и наивен, но среди советских и польских зрителей он имел огромный успех. Особую любовь вызывала героиня Полы Раксы - медсестра Маруся по прозвищу Огонёк – обаятельная, чистая девушка.
В сериале «Четыре танкиста и собака» Пола Ракса снималась до 1970 года. Параллельно были и другие, гораздо менее удачные, работы в польском кино: Ханя в картине Марии Каневской «Бич божий» (1967), Мариола Бронска в фильме Станислава Барея «Случай с песенкой» (1969), Кама в фильме Ержи Зажицкого «Погоня за Адамом» (1970) и др. Режиссеры эксплуатировали ее красоту, мягкость и женственность, но предложить серьезного материала не могли. В результате все это терялось в слабых сюжетах и искусственных построениях.
После 1970 года Пола Ракса снималась в кино все реже и реже, перейдя на небольшие роли и эпизоды. В начале 1990-х гг. актриса ушла из своей профессии и в настоящее время занимается модой.
Игорь BIN
Использованные материалы:
«Актеры зарубежного кино». Выпуск 10-й. Л., «Искусство», 1976. стр. 120-137;
Pola Raksa www.filmpolski.pl